История

монастырь

На границе Московских и Смоленских земель, среди дремучих лесов и болот с XI века существовало малоизвестное и малонаселенное местечко Колоча. Именно здесь угодно было Пресвятой Богородице явить Свой Чудотворный образ и создать святую обитель для укрепления Веры Православной, утешения страждущих, вразумления заблудших.
Успенский Колоцкий монастырь, один из старейших монастырей Московской епархии, был основан в 1413 г. благоверным князем Андреем Дмитриевичем Можайским, сыном Димитрия Донского, на месте явления Чудотворной иконы Божией Матери Колочской.
Не многие сегодня знают об этой удивительной Нерукотворной Колочской Иконе, явленной на Можайской земле в 1413 году и очень почитаемой в то время. Эта икона была одной из первых явленных икон на Московской земле. История ее обретения нашла отражение в 22 общерусских летописях 15 – 17 веков, а также стала сюжетом памятника древнерусской литературы, датирующегося 1 половиной 16 века «Повести о Луке Колочском».
В 1413 году «от Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича… явися знамение в Колочи». Простой и убогий земледелец, именем Лука, ходя в лесу близ жилища своего, нашел на дереве икону с двумя затворами, на средней доске был изображен лик Божией Матери с предвечным Младенцем, на затворах с одной стороны пророк Илия, с другой святитель Николай Чудотворец. Поклонившись иконе, Лука с благоговением взял ее и принес в дом свой.
В тот же день от иконы получил исцеление расслабленный больной, лежавший в доме Луки. Он помолился пред нею с живою верою, «приложи чело и очи и устне ко святей иконе Божия Матери и в той час воста весь здрав, яко ж никогда не болев». Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе отовсюду стали стекаться недужные и по молитвам к Божией Матери получали исцеление.
Узнав о таком событии, благочестивый князь Андрей Дмитриевич также пожелал видеть Чудотворную икону в своем стольном городе, и Лука отправился с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел с духовенством и боярами сам благоверный князь и «весь град от великих до малых». При этом совершились многие знамения и чудеса от иконы Божией Матери. Боголюбивый князь Андрей Дмитриевич долго молился чудотворному образу Пречистыя Богородицы: «Посетил мя Господь Бог Своею неизреченною милостею таковым чудотворным образом и град сей, и окрестныя веси, и пределы града моего — благословение прадед моих. … Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».
В начале XV века на Руси из великого множества чудотворных Богородичных икон были известны лишь немногие, и среди них Владимирская, Смоленская, Феодоровская, Донская, Тихвинская. Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, переживавшей тогда время своего возвышения, а потому событие это и было исполнено великого смысла для русского православного народа. После торжественной встречи Колочского образа Пречистой князем Андреем Можайским и всем населением его стольного города последовало не менее торжественное чествование иконы из Колочи в Москве, где икону встречал сам митрополит Фотий с епископами и со всем Священным собором, великий князь с боярами и весь народ московский. Подобным же образом за 18 лет до этого в Москве встречали Владимирскую икону Божией Матери.
Лука ходил с иконою из города в город, и везде совершалось множество чудес: слепые начинали видеть, глухие – слышать, хромые – ходить. На самого же Луку стали смотреть не как на простого человека, а как на пророка, давали ему пожертвования. Вернувшись в Колочу, Лука построил церковь в честь Пресвятой Богородицы, где и был поставлен чудотворный образ.
Хоть и был Лука человеком добродетельным и благочестивым, но трудно было устоять бедному простому крестьянину перед таким богатством и славой. Возгордился Лука и потерял страх Божий, построил для себя хоромы каменные, не хуже княжеских, сделался высокомерен не только пред боярами, но и пред самим князем своим Андреем Дмитриевичем, стал досаждать князю, избивая и грабя княжеских ловчих, охотившихся в лесах близ Колочи. Благочестивый князь Андрей кротко терпел оскорбление ради Пресвятой Богородицы, обращаясь к Луке с увещеваниями, но последний оставался суровым и непокорным. Но Человеколюбивый Бог, всем желая спасения, и сего Луку не отверг, в нечестии пребывающего, но прежде конца послал ему покаяние.
Однажды ловчие князя, поймав огромного медведя, везли его мимо дома Луки в деревянном ларе. Лука велел выпустить медведя на своем дворе. Ловчий князя выпустил медведя, который тут же ринулся на Луку и изломал его до полусмерти. Насилу отняли его у разъяренного животного.
Тогда понял Лука свой грех, раскаялся и со слезами умолял Можайского князя с пользой распорядиться всем его имением. Простив Луку, благоверный князь Андрей Можайский основал мужской монастырь. Первым пострижеником и насельником нового монастыря стал раскаявшийся Лука, проводивший жизнь в умилении и слезах.
В XV веке обитель постепенно расширялась. Настоятели его в сане игуменов неоднократно присутствовали на соборах в Москве.
При Митрополите Макарии в 1547 году было утверждено празднование в честь Колочской Иконы Божией Матери 9/22 июля.
Царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери.
Во время Польско-Литовского нашествия в 1609 году монастырь был практически полностью разорен и долгое время не мог восстановиться, но монашеская жизнь в нем продолжалась. Здесь же находилась и Чудотворная икона.
В 1684 году во время путешествия в Можайск патриарх Иоаким посетил Колоцкий монастырь, где похоронен его дед – Иван Савелов.
В 1784 году монастырь был отремонтирован на средства, отпущенные Екатериной II, были отстроены новые настоятельские кельи (1785), ограда с башнями, обновлены братские кельи и трапезная. Кельи находились по обеим сторонам колокольни, но впоследствии разрушены.
1812 год также стал трагической и в то же время героической страничкой истории Колоцкого монастыря. Стены древней святыни стали еще и памятником русской доблести. Во время Отечественной войны 1812 года Колоцкий монастырь оказался серьезной преградой на пути французской армии к Москве накануне Бородинского сражения.
Совсем немного времени оставалось до решающей, величайшей в истории битвы, в которой за Веру, Царя и Отечество клали свои головы русские воины. И в эти дни Духовной поддержкой и укреплением явилась древняя святая обитель, молитвами благословлявшая русское воинство.
Ф.Н.Глинка в своих «Письмах русского офицера» вспоминал:
«Никогда, думаю, не молились русские с таким усердием, как сегодня! Поутру полки расположились около Колоцкого монастыря. Там еще оставались два или три поседелых монаха. Целый день церковь была отперта и полна. Я был у вечерни. Унылый стон колокола, тихое пение, синеватый сумрак, слегка просветляемый лампадою и несколькими свечами, которые чуть теплились перед древними иконами; все это вместе чудесным образом располагало душу к молитве. Глубокое молчание почивало в храме. Никто не смел нарушить его. В сии мгновения души и сердца русские были в тайной беседе с Богом. У некоторых только из молящихся избыток грусти вырывался в тихих рыданиях, мешаясь с дрожащим голосом убеленного сединами старца…».
Многие причащались в тот день и уходили на Бородинское поле, чтобы положить душу «за други своя», укрепленные не только физически, но и духовно.
Накануне Бородинской битвы в стенах монастыря располагалась штаб-квартира главнокомандующего, светлейшего князя М. И. Кутузова, были возведены укрепления; допускалась возможность принятия на этой позиции генерального сражения. Но при детальном осмотре ее признали неудачной. В Колоцком монастыре было принято важное решение об организации партизанских отрядов Д.В. Давыдовым.
24 августа (5 сентября) войска русского арьергарда под командованием генералов Коновницына, Крейца и Сиверса вступили в ожесточенную схватку с авангардом французской армии у стен Колоцкого монастыря. В этом бою получил смертельную рану генерал-майор Всевеликого войска Донского Иван Козмич Краснов. Монастырь был занят французами. Приезжал сюда и Наполеон, поднимался на колокольню, осматривал позиции русских войск перед Шевардинским сражением и, по преданию, на стене колокольни сделал собственноручную надпись из двух строк. 26 августа Колоцкий монастырь был превращён в главный госпиталь французской армии.
Во время Отечественной войны 1812 года, монастырь был совершенно разорен французами, но Чудотворный образ Божией Матери был сохранен.
В 1818 году Колоцкий монастырь посетил государь император Александр I, а в 1837 году — наследник престола, будущий государь Александр II. После французского разорения Колоцкий монастырь был полностью восстановлен в 1839 году.
В сентябре 1871 года при появлении холеры в Можайске жители испросили благословения принести к ним Чудотворную Колочскую икону Божией Матери, для встречи которой прибыл епископ Можайский Игнатий. Икона была приносима и в Лужецкий монастырь. Посещение Можайска этой иконой ознаменовалось прекращением холерных случаев в городе и окрестностях. Подобное же избавление по молитвам к Божией Матери было и в 1892 году.
В те времена, когда Колочский монастырь принадлежал Можайскому уезду, ежегодно в субботу Пятидесятницы святая Колочская икона по просьбе граждан приносилась в Можайск. В последствии этот обычай исполнялся жителями города Гжатска. Эта традиция крестных ходов сохранялась некоторое время и после закрытия монастыря в 20-е годы, когда Успенский собор был обращен в приходской храм.
В июле 1918 года при разделе церковных земель вспыхнул вооруженный мятеж, в подстрекательстве к которому был обвинен настоятель монастыря архимандрит Никифор и расстрелян. Монастырь был закрыт, но храм продолжал действовать как приходской до 20 октября 1934 г. Чудотворная икона Божией Матери находилась в стенах Колочского монастыря до его закрытия, а в 1970-х годах затерялась в г. Гжатске, и последующая судьба ее неизвестна.
С 1919 года на территории монастыря располагалась колония для несовершеннолетних, а в 1932 году все монастырские здания были переданы школе-интернату для глухонемых детей.
В 30-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна, а в 1966 году полностью разрушили, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач.
До середины 1942 года в Колоцком монастыре располагался передвижной военный госпиталь. На территории монастыря имеется братское кладбище погибших в 1941 – 1942 годах. Здесь похоронено более 700 человек, из них известны только 105 имен. Но этот список пополняется.
После войны в стенах обители размещались сельская школа, сначала начальная, а потом восьмилетняя, до 1959 года — родильный дом (в южном келейном корпусе) и больница (в северном келейном корпусе), с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, кирпичи использовали для строительства печей.
В 50-х годах было уничтожено монастырское кладбище, представлявшее большую историческую ценность. В монастыре имелись захоронения начиная с 16 века. В обители похоронен дедушка патриарха Иоакима – Иван Сафронович Савелов, участник Бородинской битвы генерал – майор А.И. Варженевский, представители многих известных дворянских и боярских родов, по некоторым данным похоронен здесь и предок Анны Ахматовой – Стогов.
В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря был поставлен на охрану государства и частично реставрирован Н.И. Ивановым в 1960-х гг. и в конце 1980-х гг. Ю.П. Мосуновым. В настоящее время Архитектурный комплекс Колоцкого монастыря является памятником архитектуры федерального значения.
С начала 80-х годов монастырь был взят на баланс Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В 1984 году в честь 200-летия со дня рождения Д.В. Давыдова была торжественно открыта мемориальная доска на колокольне.
В 1993 году монастырь начал действовать в качестве подворья Спасо-Бородинского женского монастыря. Однако активное возрождение монашеской и церковной жизни началось лишь в октябре 1997 г. Именно с этого времени обитель существует как самостоятельный женский монастырь.
27 июня 1998 года из Москвы в Обитель был принесен список Чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Владелец иконы Владимир Петрович Михайлов, будучи старшим научным сотрудником НИИ Киноискусства в городе Москве, завещал своей дочери Елене Владимировне Михайловой после своей смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна, исполняя просьбу своего отца, решилась отвезти икону почти сразу после его кончины. Местонахождение Колоцкого монастыря ей и ее спутникам не было известно, и они планировали заехать в более известный в округе Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой Обители. Однако, по стечению обстоятельств первый монастырь, который им повстречался на Можайской земле и оказался искомым. Рафик с иконой въехал в Обитель под звон колоколов, звонили к воскресному Всенощному бдению, который именно в этот день начался несколько позже обычного.
Икона была торжественно встречена насельницами Святой обители, служащим священником, немногочисленными прихожанами, вышедшими Крестным ходом с хоругвями в руках, и была принесена в домовую церковь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Было отслужено торжественное Богослужение иконе Божией Матери наряду с воскресным Всенощным Бдением. На следующий день, в воскресенье 28 июня, по окончании Божественной Литургии вместе с прибывшими насельницами Спасо-Бородинского монастыря, служащими священниками и прихожанами был совершен Крестный ход с чудесно явившимся образом Пресвятой Богородицы на целебный источник Колочской иконы Божией Матери, где был отслужен молебен с водосвятием.
Поначалу привезенная икона была принята за подлинную Чудотворную. Трудно было поверить, что это не та самая икона, так как до появления ее в монастыре обитель сильно нуждалась, а как только икона была привезена в дар насельницам, сразу же почувствовалась помощь Матери Божией. За оставшиеся два летних месяца удалось отремонтировать трапезную, провести водопровод к сестринскому корпусу, установить телефон. Еще труднее было поверить, что это не подлинная Чудотворная икона, когда от нее стали совершаться исцеления. Но узнав подробнее об иконе и убедившись в том, что это список, подивились неизреченной милости Пресвятой Богородицы, Которая никогда не оставляет в беде уповающих на Ее Всемогущую помощь и заступление.
В 2003 году Чудотворный список был перенесен из домового Храма в Успенский Собор и поставлен в Никольском Пределе в деревянном резном киоте. Перед Иконой горит неугасимая лампада, ежедневно сестры Обители поют Акафист Божией Матери, а каждую неделю перед воскресной Божественной Литургией служится молебен Пресвятой Богородице.

Просмотры(5265)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *